Гид по клетке: 5 видов главного принта сезона
Принт «клетка» актуален уже несколько сезонов подряд! И не просто актуален, а стал настоящим модным хитом!
Самые разные виды клетчатого рисунка присутствуют на верхней одежде, юбках, платьях, сумках и аксессуарах. Наверняка, вы уже успели запомнить, как выглядит клетка «виши» и «гусиная лапка», но вот, знаете ли, как называются другие разновидности этого принта? Предлагаем это выяснить!
КЛАНОВЫЙ ТАРТАН / «ШОТЛАНДКА»
Тартан— это традиционная шотландская ткань с клетчатым узором. В старину каждый клан Шотландии носил свою разновидность «клетки», поэтому и большая часть современного клетчатого принта носит именно это название.
Самый распространенный вид тартана — классический. В современном мире его именуют «шотландской клеткой» или попросту «шотландкой».
К популяризации тартана в Великобритании приложила руку королева Виктория. Она была страстной поклонницей всего, что связано с Шотландией. Ее резиденция была сплошь украшена тканями в клетку, и в одежде этот принт присутствовал постоянно. Вслед за своей королевой на тартане помешалось и все британское общество. До сих пор такая клетка ассоциируется с английским стилем. Не отходила от традиций и известная икона стиля принцесса Диана, в гардеробе которой можно увидеть бесчисленное количество различных тартанов. А сегодня эстафету подхватила герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон.
С течением времени разные виды тартанов постепенно проникли и в модную индустрию: сейчас известно множество разновидностей тартана. Наиболее известные: тартан «Роял Стюарт», который является официальным тартаном британской королевы, «Блэк Уотч» и Burberry (тартан, который был официально зарегистрирован одноименным брендом, и изначально использовался как подкладка).
Однако, помимо традиционных клановых тартанов и их современных модификаций, существуют и другие разновидности «клетки».
«ГУСИНАЯ ЛАПКА» и «СОБАЧИЙ КЛЫК»
Прародителем принтов «гусиная лапка» и «собачий клык» был шотландский Border tartan – неклановый тартан, который носили пастухи.
В известном нам виде «гусиная лапка» появилась только в XIX веке, и напоминает отпечатки гусиных лап: деформированная клетка с вытянутым углом. А «собачий клык» представляет из себя увеличенный вариант «гусиной лапки», который выглядит как «пиксельное» изображение.
Узор представляет собой чередующуюся деформированную клетку с вытянутым углом. Во французском языке ее именуют пье-де-пуль – «куриная лапка», а у нас чаще все-таки это «гусиная лапка». Иногда такой принт называют «собачий клык». В данном случае имеется в виду его более крупная вариация. В любом случае для нас важен факт того, что принципиально два этих варианта отличаются только размерами. Тип переплетения нитей остается прежним.
До сих пор неизвестно, кто является автором видоизмененного принта, но появился он примерно в середине XIX века. Популяризации этой клетки также способствовала английская аристократия, но и французы приложили к этому делу руку. Особенно славила «гусиную лапку» Коко Шанель. В 1930-е годы, активно внедряя в женскую моду элементы мужского гардероба, легендарная Мадемуазель сделала этот принт одним из основных в своих твидовых коллекциях.
ГЛЕНЧЕК / «ПРИНЦ УЭЛЬСКИЙ» / «ВИНДЗОРСКАЯ КЛЕТКА»
Еще один шотландский тартан – это рисунок, состоящий из формирующих квадраты и прямоугольники «гусиных лапок». Классический вариант принта состоит из 3-х цветов: черного, серого и белого. Название «гленчек» сформировано из двух слов: Гленкоркет (шотландский город, в котором началось производство принтованной ткани) и «чек» (англ. Check – клетка).
В начале XX веке у «гленчека» появилось новое название – «принц Уэльский» . На досуге, когда не требовалось демонстрировать клановый тартан, принц Уэльский Эдуард VII, задававший моду в королевстве, носил исключительно этот принт, за что рисунок вскоре получил имя в честь правителя.
Название «виндзорская клетка» принт получил уже в середине XX века и тоже благодаря монарху – Эдуарду VIII, тому самому, который отказался от престола ради брака с простолюдинкой. После отречения Эдуард VIII получил титул герцога Виндзорского, поэтому и любимую им клетку тоже стали называть «виндзорской».
Тот вариант принта, который популяризировал герцог Виндзорский, отличался тем, что поверх крупных квадратов, образованных множеством мелких «гусиных лапок», дополнительно накладывались полосы разных цветов. Именно такой вариант принта полюбили герцог и его супруга Уоллис. Поскольку на модные предпочтения этой четы равнялась чуть ли не вся Европа, такая клетка достаточно быстро проникла в гардеробы. Во Франции ее стали называть «принц Галльский», а в Австрии окрестили «эстерхази». Сегодня гленчек и виндзорскую клетку почти не различают, но мы-то знаем, что разница есть!
АРГАЙЛ
Классический шотландский орнамент «аргайл» также связан с именем принца Уэльского, точнее с периодом времени, когда он уже стал герцогом Виндзорским. Однако происхождение самого орнамента с точностью установить не удалось: то ли он был скопирован с флага Шотландии, то ли являлся переосмыслением тартана шотландского клана из области Argyll.
В начале XX века известная британская компания Pringle of Scotland выпускала гольфы и носки с цветными ромбами, узором «аргайл». Герцог надевал их для игры в гольф. Очень скоро популярными стали не только носки, но и сам узор.
Своего апогея мода на аргайл достигла к 50-м годам. В это десятилетие украшенный им свитер с V-образным вырезом стал восприниматься как образец настоящего английского стиля. В 70-е годы принт стал активно проникать и в женские гардеробы. Особенно актуальны были колготки и чулки с таким узором и жилеты, которые дамы надевали поверх водолазок и рубашек.
ВИШИ или ГИНГЕМ
Фаворит прошлого лета, клетка «виши» или «гингем», не является разновидностью тартана. Этот популярный принт был создан во Франции (наименование по названию французского города Виши). Правда, изначально на ткани были не клетки, а полоски. Что объясняет и второе название «гингем» – «полосатый» (от малазийского «ging gang»). Позже начали ткать не только полосы, но и клетку, которая со временем стала популярнее, а после и вовсе вытеснила полоску.
Выглядит клетка как пересечение цветных горизонтальных и вертикальных полос на белом фоне. Широкую популярность клетка «виши» приобрела в 60-ые годы XX века, и до сих пор часто используется дизайнерами и модницами.
Модная история клетки виши неразрывно связана с именем французской кинодивы Брижит Бардо. В 1959 году красавица собралась замуж за актера Жака Шарье. Для церемонии бракосочетания дива хотела сшить платье, которое не было бы похоже на традиционный свадебный наряд. Бардо хотела простую милую церемонию, и наряд должен был соответствовать настроению, но при этом подчеркивать красоту актрисы. Чтобы воплотить свою идею, Брижит обратилась к модельеру франузского бутика Real Жаку Эстерелю. Он предложил подчеркнуть мягкие черты Бардо при помощи женственного кроя, сделав платье в стиле диоровского ньюлука, а ткань посоветовал выбрать не однотонную, а клетчатую. Размытая нежно-розовая клетка виши сделала образ трогательным и милым, как и хотела актриса.
Спустя несколько дней после того, как свадебные фото Брижит Бардо просочились в прессу, все француженки стали скупать ткань виши и шить похожие платья. Так узор вышел за пределы домашнего текстиля, и началась его гардеробная история. Он стал ассоциироваться с подчеркнутой простотой и расслабленным стилем кантри. С начала 60-х на вооружение его взяли и другие дивы – Элизабет Тейлор, Катрин Денев, Джейн Фонда. Таким образом, благодаря своей простоте клетка виши уверенно проложила себе дорогу к сердцам модниц и не потеряла своей актуальности до сих пор. Все-таки трогательная женственность – вне времени.